2 февраля – ИА SM.News. Губернатор Курганской области Вадим Шумков высказался о победе советских бойцов в битве за Сталинград. По его словам, навряд ли существует книга или фильм, исчерпывающим образом повествующий о том, что являла собой Сталинградская битва.

«Для многих из нас это фамилии военоначальников, исторические факты или события, зашитые в эту эпопею. Для тех, кто её пережил, это и ад кромешный, и самые героические страницы их жизни одновременно. Мне приходилось разговаривать с рядовыми участниками этого сражения, причем с разных сторон. Один был учителем истории в нашей деревне. Получив ранение в голову, он осенью 1942 года на бревне, практически вплавь переправлялся на другую сторону Волги. Еще мальчишкой я затаив дыхание слушал этот рассказ и до сих пор помню его, практически слово в слово. Другого встретил в Германии осенью 1998 года, он работал преподавателем в университете. В 1943-м он попал в плен под Сталинградом. Выжил и вернулся в Германию. Кстати, немцы произносят это название как «Шталинград», — отметил глава региона.

Вадим Шумков добавил, что когда разговаривал с немцем, собеседник был абсолютно политкорректен и осторожен в выражениях, несмотря на то, что Россия после дефолта, мягко говоря, была не в самой лучшей форме.

«Вместе с тем вывод, который я сделал тогда и который не оставляет меня до сих пор, они так и не поняли, почему они проиграли… Что-то не складывается в абсолютной логике европейского мышления. И это непонимание в отсутствие логических объяснений пугает и заставляет искать внешние причины. После оглушительного военного поражения Советской армии под Керчью и под Харьковом в мае 1942-го Вермахт, как каток, сминая немногочисленные наши разрозненные части, двигался к Волге. Итальянская, румынская, венгерская армии — в качестве союзников… Воздушный флот, передовые танковые части – все складывалось в пользу того, что на Волге развязка предсказуема. Однако уперлись. Вначале решили, что это временно. Затем поняли, что увязли надолго. А потом пришло понимание, что это катастрофа. Самая масштабная и кровавая, какую знала в своей истории немецкая армия до того времени», — сказал Шумков.

Губернатор сказал, что слово «Шталинград» до сих пор звучит трагично для большинства немцев. Трагично и отрезвляюще.

«Сейчас существует много версий, объясняющих, почему сложился такой исход битвы и чем был обусловлен великий перелом, с которого война покатилась на запад. Называют и русские морозы, и Приказ №227, в простонародье именуемый «Ни шагу назад», и ряд других причин, нередко преувеличенных. Какие-то из них сыграли свою роль в Победе, но ни одна из них не была определяющей. Мы знаем истинную причину. Она называется силой духа. Несмотря на перевес врага в вооружении и наступательной инициативе, невзирая на страшные потери и жуткие условия, находясь порой в гораздо более тяжелом положении нежели враг, наш народ сумел собраться. А осознание того, что «за Волгой для нас земли нет», сработало крепче любых приказов и трибуналов. Именно сила духа наряду с осознанием своей правоты сработали лучше всякого секретного оружия. Они так и не поняли, почему они проиграли… Важно, чтобы мы не забыли об этом», — заключил Вадим Шумков.